Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Методические семинары проводятся для обмена опытом. Заместители по учебно-воспитательной работе всех образовательных учреждений нашего района, сотрудники методической службы и руководители УО и МП обсуждали вопросы духовного становления личности. В Михайловской СОШ № 1 действует своя собственная «Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся». О ней, в своем приветственном слове, рассказывал директор школы И.В. Фролов, который отметил значение консолидаций усилий образовательных учреждений, семьи, церкви, государственных и общественных организаций в деле духовно-нравственного воспитания детей и молодежи. Основное предназначение школы, продолжает Н.И. Лузгина, заместитель директора по УВР, – это воспитание Человека. Возвращение к национальным истокам и православной культурной традиции сегодня определяет содержание современного образования. Школьников знакомят с такими понятиями, как ценность мира, ценность человеческой жизни, ценность любви к Родине, народу, ценность семьи, ценность добра, ценность красоты, ценность труда и творчества. Все они входят в Концепцию духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, разработанной в рамках новых ФГОСов. Однако педагоги сталкиваются с трудностями в обучении и воспитании во внеурочной и внешкольной деятельности. Для этого, продолжает Наталья Ивановна, в «Программе духовно-нравственного развития и воспитания учащихся» предусмотрены проектные формы обучения, направленные на осмысленное формирование личностных качеств. Как это применяется в действие, участники семинара увидели на открытых уроках.
Р. И. Сорокина, преподаватель Основ православной культуры, провела в четвертом классе занятие на тему: «Для чего Бог пришел к людям. Христос Спаситель». Четвероклассникам рассказали о миссии Спасителя и о понятиях «добродетель» и «грех». В занимательной форме небольшого иносказательного поучительного рассказа о мытаре и фарисеи они изучили особенности жанра притчи. Учитель познакомила ребят с известной библейской легендой об ангелах и злых духах, с которыми Архангел Михаил, небесный покровитель города Михайлова, вел непримиримую борьбу.
В 3-б классе урок литературного чтения провела Л.Н. Жихарева. Она вместе с третьеклассниками рассуждала на тему: «Какие слова могут «окрылить» человека?». На каждой парте лежали детские книжки А.С. Пушкина, И.А. Крылова, Алексея Толстого. В текстах нужно было найти эпитеты и выяснить их смысловое значение. А затем в рабочих тетрадях заполнить все уровни символического многоэтажного домика, заранее начерченного на доске. Учитель, таким игровым способом, познакомила ребят с содержанием художественных произведений, и на конкретных примерах поступков сказочных героев разъяснила им моральные нормы и правила человеческого поведения.
Духовное становление личности подразумевает и эстетическое воспитание, умение познавать мир прекрасного и возвышенного. Это наглядно показала Л.А. Буробина, учитель изобразительного искусства. В 5б классе она дала интересный урок на тему «Зимний пейзаж». Пятиклассники узнали о направлении импрессионизм в русской живописи. Они под звуки «Вальса снежных хлопьев» П. И. Чайковского (из балета «Щелкунчик») просмотрели слайды с изображением зимних пейзажей И.Э. Грабаря, К.Ф. Юона, увидели репродукции с картин В.И. Сурикова, Б.М. Кустодиева. Их картины, рассказывает педагог, наполнены жизнерадостными, чистыми и светлыми красками. Затем юным художникам было предложено на альбомных листах акварелью нарисовать свои зимние впечатления. И ребята с радостью взялись за кисти. Даниил Бербенев сказал, что будет рисовать городской каток и горку, с которой он любит скатываться на санках, а Вика Казеева призналась, что ей неплохо удается изображение заснеженного леса.
Воспитание гармоничной и духовно развитой личности происходит на уроках русского языка и литературы. Художественными средствами словесного искусства воспитываются патриотические чувства и гражданственность; школьники приобщаются к духовному опыту русского народа и общечеловеческим ценностям бытия. Это показала Татьяна Викторовна Дарьина в одиннадцатом классе. В честь годовщины Владимира Высоцкого ей был проведен урок, посвященный его творчеству.
После небольшого чаепития началась теоретическая часть семинара, на которой своим видением проблемы духовно-нравственного воспитания и развития учащихся в школах Михайловского района поделились завучи. Первой слово взяла Е. А. Кочеткова, заместитель директора по ВР МОУ «Михайловская СОШ № 1». Она говорила о роли классных руководителей, которые организуют ребят на совместные коллективные дела, способствующие становлению у них мировоззренческих ценностей.
Разнообразие школьной жизни должно стать альтернативой виртуальному вымышленному миру, заметила С.П. Джум, завуч МОУ «Чапаевская СОШ». В Чапаевской средней школе ведется кружковая работа, есть спортивные и художественные секции. Дети с удовольствием посещают дополнительные занятия по плаванию, участвуют в играх КВН и в праздничных концертах. В таком атмосфере формируются позитивные убеждения и укрепляется стойкий иммунитет к негативным, разрушительным явлениям.
О воспитании патриотических чувств, любви к Родине и уважению к прошлому русского народа прозвучало в выступлении О.А. Устиновой, заместителя директора МОУ «Октябрьская СОШ № 2». В их школе постоянно проходят встречи с ветеранами ВОВ, оказывается шефская помощь труженикам тыла.
2016 год, отметила руководитель РМО учителей химии и биологии Л. П. Буянкина, объявлен в нашей стране Годом Экологии. Проблемы экологического образования взаимосвязаны с духовно-нравственным развитием и воспитанием. Бережное отношение к родной природе неотъемлемое качество патриота и гражданина.
Подобные семинары, подытожила С.А. Клеилкина, зам. начальника УО и МП, способствуют эффективности учебно-воспитательного процесса. Работа по духовно-нравственному воспитанию учащихся будет продолжена. И все же сильное влияние на нравственное развитие школьников оказывает личность педагога. Именно учитель становится посредником между ребенком и духовными ценностями прошлых и современных поколений. Его нравственный облик является для ребенка убедительными аргументами к тем воспитательным идеям, которые утверждаются в процессе обучения.